Новокузнецк – новое название старого города. Ему 4 века. Отсчет истории начинается с царского указа «поставить острог в Кузнецах». Грамота датирована 1617 годом, но пока приказ исполнили, наступил 1618-й.
Острог (малая деревянная крепость) понадобился, чтобы утвердить могущество России в Сибири. Присоединение этой богатой земли шло тяжело: территория – далеко не бесхозная. И прежние хозяева отдавать ее не хотели. Местное население мечтало жить само по себе. Прежние тираны, обложившие данью коренные народы, не желали терять доходы от сбора податей. И тут приходят русские казаки и начинают наводить свои порядки. Конфликт интересов вылился в затяжную войну.
Действия казаков просты: они обещают местному населению защиту и покровительство, а взамен просят платить дань, или, если по-сибирски – ясак. Утвердившись на слиянии крупных рек, гарнизон получает контроль над торговыми путями обширной территории, известной как Горная Шория. Шорцы – местное коренное население, одни из первых, кто с миром принял казаков. Русские первопроходцы дают этим землям свое название – «кузнецы», или Кузнецкая земля. Основная версия происхождения этого имени сводится к тому, что шорцы предпочитали платить ясак железными слитками. Они знали о богатых залежах руды в горах, а для получения криц – брусков сырого железа, достаточно было немудреной кустарной технологии.
Гораздо сильнее, чем от всех войн, вместе взятых, Кузнецкое поселение страдает от пожаров. Дома стоят тесно, все из дерева. Крупный пожар 1734 года уничтожает почти все строения, включая Преображенскую церковь. Большая беда вынуждает население в самом буквальном смысле заново отстраивать город. Хлопотно, но зато дома становятся выше, просторнее, появляются терема в два этажа, целые улицы и кварталы переживают «второе рождение». Работают всем миром, по принципу «помочей», когда избу помогают ставить все соседи от мала до велика. Сруб возводят за день. К концу лета обновленный город восстал из пепла.
Кузнецкий острог ни разу не был захвачен. Самыми крупными в его истории военными кампаниями можно считать битвы 1700 и 1764 годов. Тогда стены осаждали орды, на порядки превосходившие численностью гарнизон.
Новый импульс к развитию дает внезапная угроза: в конце 18-го столетия Китай захватил Джунгарию и по праву преемника претендует на ее прежние сибирские владения. Включая Кузнецкие земли. Сибирь хочет мира, и потому готовится к вой-не.
Кузнецк решено укрепить. Перенести главные бастионы на макушку господствующей высоты. И отстроить их уже основательно – из камня. В 1800 году заложена Кузнецкая крепость. За 20 лет она станет сильнейшим укреплением российского Зауралья.
Первым каменным строением становится все-таки не крепость. Прежде нее успели построить красавицу-церковь. История появления Одигитриевского храма весьма драматична: эпидемия унесла значительную часть населения, и выжившие поклялись: если мор отступит, они воздвигнут храм, какого в Сибири еще не видывали. Болезнь ушла, пришлось держать слово. В 19-м веке Одигитриевская церковь связала историю Кузнецка с судьбой классика мировой литературы Федора Достоевского.
Кузнецк официально получает статус «среднего города» в 1834 году, потому что численность населения наконец-то достигла 1500 человек.
Регулярная торговля в Кузнецке и окрестностях была такой оживленной, что вопреки вековым традициям базарный день пришлось перенести на субботу. За одно только воскресенье гости не успевали наторговаться.
К 1856 году в Кузнецке основана Кузнецкая ярмарка. Ежегодно в городе собиралась большая торговля, ей посвящали 2 недели в начале ноября, после сбора урожая, забоя скота и окончания других крестьянских хлопот.
Первым заводчиком Кузнецка стал Порфирий Тытыяков – купец из шорцев. Он был грамотным, сметливым и завел собственное дело. Начальный капитал сколотил на торговле дарами тайги – пушниной, орехом, ягодой, медом, лесом. Но не остановился на достигнутом и организовал мыловарню и свечной завод.
1889 год – городское самоуправление пропило деньги, собранные у благотворителей на создание первой аптеки. О чем в летописи сказано: «вино да карты имеют у нас надо всем перевес».
В 1896 году речное пароходство в верховьях Томи признано возможным. Пароход преодолел течение и вошел в протоку у лодочной пристани Кузнецка с оглушительным гудком, изрядно напугав горожан.
Первый автомобиль Кузнецка застрял у паромной переправы. Пришлось звать окрестных мужиков с веревками, чтобы они вытянули его из огромной лужи. Какой марки был автомобиль – неизвестно, зато имена экипажа история сохранила. Водителем был некто Коляда. Он привез в инженерную контору «Копикуз» доменщика Курако. Того самого. Поскольку это был первый день Михаила Константиновича в Кузнецке, то можно предположить, когда же первое авто достали из грязи: 1918 год. «Повозка без лошади» наделала шуму среди обывателей: осматривать самоходную технику, припаркованную на Базарной площади, приходили без преувеличения все горожане. Нескольких офицеров и отчаянно смелых женщин даже покатали по площади.
(Продолжение следует.)
Источник: газета "Тайгинский рабочий", вых. №14 (11182) от 04.04.2019 г.
Администрация Тайгинского городского округа, Официальный сайт 652401, Россия, Кемеровская область, г. Тайга, ул. 40 лет Октября, 23 тел.: 8 (384-48) 2-22-00 факс: 8 (384-48) 2-44-58 Эл. почта: adm-tayga@ako.ru |
При использовании, цитировании и перепечатке материалов из разделов сайта ссылка на источник информации с указанием официального домена (зеркало: http://adm-tayga.ru) является обязательной. Разработка сайта Цербулов С.А. |