Ограничение сведений в сфере воинской обязанности и военной службы
Военнослужащие находятся под защитой государства. Они обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными законодательством РФ, в том числе п. 2 ст. 1 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее - Закон от 27.05.1998 № 76-ФЗ), ст. 9 Устава внутренней службы Вооруженных Сил РФ.
Следует учесть, что при реализации права на Свободу слова, военнослужащий не вправе разглашать государственную или иную охраняемую законом тайну, обсуждать и критиковать приказы командира (п. 1 ст. 7 Закона N 76-ФЗ).
Военнослужащим и гражданам, призванным на военные сборы, запрещается предоставлять средствам массовой информации либо с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" распространять или предоставлять информацию:
позволяющую определить принадлежность или предназначение военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, к Вооруженным Силам Российской Федерации, другим войскам, воинским формированиям и органам;
о других военнослужащих и гражданах, призванных на военные сборы, гражданах, уволенных с военной службы, членах их семей или их родителях, в том числе информацию, позволяющую определить место нахождения указанных лиц в определенный период другим лицам;
о своей деятельности или деятельности других военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и граждан, уволенных с военной службы, связанной с исполнением обязанностей военной службы;
о деятельности органов военного управления или органов управления другими войсками, воинскими формированиями и органами, о деятельности объединений, соединений, воинских частей и иных организаций, входящих в состав Вооруженных Сил Российской Федерации или других войск, воинских формирований и органов, о деятельности подразделений указанных органов военного управления или органов управления, воинских частей и организаций, в том числе информацию о дислокации или передислокации органов военного управления или органов управления, объединений, соединений, воинских частей, организаций и подразделений, не отнесенную к перечню сведений, составляющих государственную тайну. (п. 1 ст. 7 Закона N 76-ФЗ)
Так же следует отметить, что при исполнении обязанностей военной службы, предусмотренных подпунктами «а», «в», «г», «е», «к», «о» и «п» пункта 1 статьи 37 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", военнослужащим и гражданам, призванным на военные сборы, запрещается иметь при себе электронные изделия (приборы, технические средства) бытового назначения (далее - электронные изделия), в которых могут храниться или которые позволяют с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" распространять или предоставлять аудио-, фото-, видеоматериалы и данные геолокации. (п. 1.3 ст. 7 Закона N 76-ФЗ).
Указанные правоположения отражены также в ст. 27.1 Закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ согласно которой на военнослужащего, если иное не предусмотрено федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом «О противодействии коррупции», пунктом 10 части 1 статьи 15, статьями 17, 18 и 20 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и частью 1 статьи 11 Федерального закона от 14 июля 2022 года N 255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием», за исключением ограничений, запретов и обязанностей, препятствующих исполнению военнослужащим обязанностей по осуществлению оперативно-розыскной деятельности или обеспечению безопасности Российской Федерации. Установление таких исключений и определение военнослужащих, в отношении которых применяются данные исключения, в каждом отдельном случае осуществляются в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В части использования военнослужащими электронных изделий для доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», сложилась следующая позиция Конституционного Суда РФ который в определении от 26.02.2021 № 307-О указал, что ограничения прав и свобод военнослужащих не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права военнослужащих поскольку связаны с их правовым статусом.
Так Конституционный суд РФ указал, следующее:
«По смыслу статьи 59 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 32 (часть 4), 37 и 71 (пункт "м"), военная служба, посредством прохождения которой военнослужащие реализуют право на труд, представляет собой особый вид федеральной государственной службы, непосредственно связанный с защитой Отечества, обеспечением обороны и безопасности государства. Этим обусловливается правовой статус военнослужащих, специфический характер воинской дисциплины, необходимость некоторых ограничений прав и свобод, устанавливаемых федеральным законодательством в отношении военнослужащих.
Военная служба представляет собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях или не на воинских должностях в случаях и на условиях, предусмотренных федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, выполняющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства. Такого рода деятельность осуществляется в публичных интересах, а лица, несущие военную службу, выполняют конституционно значимые функции, чем предопределяется их специальный правовой статус (совокупность прав и свобод, гарантируемых государством, а также обязанностей и ответственности), содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним и их обязанностей по отношению к государству (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 31 мая 2018 года № 22-П и от 27 мая 2020 года N 26-П).
Необходимостью обеспечить надлежащую защиту интересов службы обусловлен и запрет, установленный пунктом 1.3 статьи 7 Федерального закона «О статусе военнослужащих», и отнесение действий, его нарушающих, к числу грубых дисциплинарных проступков (соответственно абзацу 27 пункта 2 статьи 28.5 указанного Федерального закона).
Правовое регулирование, ограничивающее использование военнослужащими электронных изделий, связано исключительно со служебной деятельностью лиц, проходящих военную службу, и распространяется только на определенный круг их служебных обязанностей, например, участие в боевых действиях, выполнение задач в условиях чрезвычайного или военного положения, вооруженных конфликтов, участие в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности либо пресечению международной террористической деятельности за пределами территории Российской Федерации, а также несение военнослужащими боевого дежурства, боевой службы, службы в гарнизонном наряде, исполнение обязанностей в составе суточного наряда, участие в учениях или походах кораблей, нахождение на территории воинской части в течение установленного распорядком дня служебного времени или в другое время, если это вызвано служебной необходимостью.
Следовательно, оспариваемые законоположения не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права военнослужащих.».
Таким образом, на настоящий момент, размещение в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" военнослужащими какой-либо информации из числа указанной выше, будет являться нарушением действующего законодательства и в зависимости от характера совершенных действий, может послужить основанием для привлечения лица раскрывшего такую информацию, к дисциплинарной или уголовной ответственности.
Старший помощник прокурора г. Тайга Джирихин А.Ю.
Администрация Тайгинского городского округа, Официальный сайт 652401, Россия, Кемеровская область, г. Тайга, ул. 40 лет Октября, 23 тел.: 8 (384-48) 2-22-00 факс: 8 (384-48) 2-44-58 Эл. почта: adm-tayga@ako.ru |
При использовании, цитировании и перепечатке материалов из разделов сайта ссылка на источник информации с указанием официального домена (зеркало: http://adm-tayga.ru) является обязательной. Разработка сайта Цербулов С.А. |