11 ноября исполняется 80 лет со дня организации восстановительных поездов на железной дороге.
Восстановительный поезд – подразделение, предназначенное, для ликвидации последствий сходов с рельсов подвижного состава, а также оказания помощи при ликвидации последствий происшествий природного и техногенного характера.
В далёком теперь уже 1936 году приказом народного комиссара путей сообщения Л. Когановича восстановительные поезда были выделены в самостоятельные структурные подразделения с непосредственным подчинением руководству дороги. В тот же день выделился из состава паровозной службы и восстановительный поезд на ст. Тайга.
Приказ наркома № 168 назывался «О перестройке работы восстановительных поездов» и по своей сути является именно «перестроечным» документом, так как был направлен именно на коренную реорганизацию всей системы восстановительных поездов. В то время роль железнодорожного транспорта в развитии страны сильно возросла, поэтому большое значение приобрело то, насколько быстро устраняются перерывы в движении поездов, возникшие из-за сходов, аварий и крушений.
С тех пор 11 ноября восстановители считают вторым своим профессиональным праздником.
На сегодняшний день на Западно-Сибирской железной дороге 19 работает восстановительных поездов. Среди них и Тайгинский восстановительный поезд. Он считается одним из лучших по оснащению и опыту работы. На вооружении поезда имеется мощная современная техника – три грузоподъемных крана типа грузоподъёмностью от 50 до 125 тонн, четыре бульдозера, грузоподъёмные установки германского и российского производства, световые башни и другое оборудование и механизмы, которые применяют при работе восстановители.
Успехи восстановительных работ находятся в прямой зависимости от постоянного совершенствования мастерства работников восстановительного поезда, на основе качественного проведения технической и практической учёбы, а также образцового содержания всей техники и механизмов и высокой трудовой дисциплины.
Много сил, энергии, знаний отдали этой работе бывшие работники. Время быстротечно и, к сожалению, их уже нет среди нас, но добрая память о них останется навсегда. Это бывшие начальники ВП В.П. Грязев и Г.А. Гладков, работники: И.М. Карабкин, А.Е. Выймов, Н.И. Кадугин, И.П. Орлов, А.Г. Солоницин, Ю.К. Масленников, Е.К. Лаптева, З.П. Леонова и другие.
Не забыты и ветераны, им оказывается им во всём помощь и поддержка. Почти по сорок лет проработали в Тайгинском восстановительном поезде: В.М. Мигачев, А.И. Явурек, В.И. Калинович, С.А. Греченко.
- Когда я только начинал работать в 70-х годах, чрезвычайные ситуации случались часто. – Вспоминает Владимир Максимович Мигачев, его стаж работы в организации 34 года, с 1981 года работал заместителем начальника ВП.- Тогда и само железнодорожное полотно было хуже, и техника была несовершенная. Сейчас аварии случаются реже и устраняются быстрее. Связано это с модернизацией производства. Аварию на перегоне Берикуль-Антибес я на всю жизнь запомнил, с рельс сошло 36 цистерн, груженных горюче-смазочными материалами. Все полыхало огнем. Часов восемь невозможно было подобраться к очагу возгорания. На тушение пожара прибыло пять восстановительных поездов: из Тайги, Боготола, Мариинска, Топок и Болотной. Вообще, это обычная практика – выезжать на помощь в другие города.
- Начинал монтером контактной сети. – Продолжает Владимир Иванович Калинович. - Выезжал на все аварии и выполнял вместе со всеми все работы по устранению последствий крушения.
Первый раз попал под Тутальскую. Там произошел обрыв шейки колесной пары. Он тогда еще не знал, что делать в подобных случаях. Смотрел, как делают другие, цепляют тележку, застрявшую между рельсами, и учился. Опыт пришел с годами. Выезжая на следующие чрезвычайные ситуации, я уже знал, что делать. Но первая впечатлила. В первые годы работы аварии происходили очень часто, особенно в тупиках. За основными-то путями следили постоянно, а за боковыми не всегда.
В 1991 году закончил курсы бульдозеристов и проработал в этой должности 14 лет. На месте совершения аварии растаскивал вагоны, расчищал железнодорожные пути. В последнее время В.И. Калинович работал водителем на автобусе, возил личный состав предприятия.
За отличную работу Владимиру Ивановичу был вручен ценный подарок лично от начальника Западно-Сибирской дороги – именные наручные часы. А к юбилею области он был награжден медалью «70 лет Кузбасса».
- Плечо, которое обслуживает Тайгинский восстановительный поезд довольно протяженное: от Мариинска до ст. Болотной. – Вспоминает Сергей Алексеевич Греченко, бульдозерист. - Я помню все аварии, последствия которых приходилось ликвидировать. Но самую первую, в ликвидации которой я принимал участие, в 1978 году под Таскаево, пожалуй, запомнил больше всего, когда несколько вагонов сошли с рельсов.
Рабочее время в восстановительном поезде не нормированное. Даже в выходной день приходится, что называется, «сидеть на трубке», постоянно находиться в ожидании телефонного звонка. И в любое время суток направляться на работу, чтобы в дальнейшем проследовать к месту ликвидации аварии. На сборы отводилось тридцать минут. И ведь успевали.
Александр Иосифович Явурек, машинист подъемного крана с 1975 по 2012 год:
- Когда я пришел на предприятие, контора располагалась в вагончике. В новое здание управления уже строили сами. Сами же себе строили и жилье хозспособом. Время было нелегкое. Но сообща мы преодолевали все трудности. А еще мы умели отдыхать. Когда начальником поезда был Александр Никитович Кузьмин, он организовывал соревнования по футболу, теннису и бильярду. В 90-е годы было напряженное положение с продуктами. Организовывали поездки за мясом в совхоз «Пашковский». Помогали в работе местным свинарнику и коровнику. За это предприятие снабжалось мясом. Часто проводились тренировки на полигоне. Сейчас он располагается на базе запаса.
В настоящее время в коллективе поезда работает 35 человек. Многие трудятся по 10-20 и более лет. За последнее время произошло большое пополнение молодыми кадрами, которым есть с кого брать пример. Это машинист крана С.П. Киселев, машинист бульдозера А.А. Тихонов, машинист электростанции Е.В. Пустовой, стропальщик А.Н. Авдеев, они своим добросовестным трудом заслужили уважение в коллективе.
Восстановительные поезда кроме выполнения своих непосредственных обязанностей по ликвидации последствий схода подвижного состава, предоставляют технику для оказания помощи предприятиям по наведению порядка на прилегающих территориях, уборки ветхих строений, разгрузки и погрузки различных грузов и другие виды работ. Большая работа проводится по подготовке станций к празднованию Дня железнодорожника, за последние годы это станции – Анжерская, Тайга, Юрга-1, где работа восстановительного поезда и работники поезда отмечены наградами и поощрениями от начальника Западно-Сибирской дороги, заместителем начальника дороги по Кузбасскому региону, губернатора Кемеровской области.
В последние годы восстановительный поезд постоянно принимает участие в учениях, проводимых МЧС России, где показывает свою выучку, умение и решает реальные задачи по ликвидации ЧС. В 2015 году проходило учение МЧС России на учебном полигоне на ст. Тайга.
В прошлом прошел необычный урок в дортехшколе, на котором работники восстановительного поезда показали свое умение.
В силу своей значимости восстановительный поезд должен находиться в постоянной готовности к работе, поэтому его работники добросовестно несут свою нелегкую службу.
И. Парфенова.
Администрация Тайгинского городского округа, Официальный сайт 652401, Россия, Кемеровская область, г. Тайга, ул. 40 лет Октября, 23 тел.: 8 (384-48) 2-22-00 факс: 8 (384-48) 2-44-58 Эл. почта: adm-tayga@ako.ru |
При использовании, цитировании и перепечатке материалов из разделов сайта ссылка на источник информации с указанием официального домена (зеркало: http://adm-tayga.ru) является обязательной. Разработка сайта Цербулов С.А. |