Основатель династии Николай Иванович Синченко из крестьянской семьи. Родился в деревне Ивановка Мариинского района. Отсюда, едва ему исполнилось 18 лет, в 1945 году был призван в армию. И сразу – на восток, где шла война с Японией. Принимал участие в боевых действиях, награжден медалью «За победу над Японией».
Демобилизовавшись, Николай в матерью и сестрой Пелагеей переехали в Тайгу, где уже обосновалась старшая сестра Екатерина. Крупный железнодорожный узел привлекал Николая возможностью выбора настоящей мужской профессии. И, как впоследствии оказалось, он ею в совершенстве овладел.
А обустройство в Тайге начали Синченко с приобретения небольшого домика на улице Октябрьской и, естественно, с устройства на работу. Внимание Николая привлекала станция. Ему, выросшему в деревне, нравилось непрерывное движение поездов, голоса диспетчеров, доносившиеся из динамиков, снующие между составами люди в оранжевых жилетах, занятые важным делом.
Выбор был однозначным – он будет составителем. Но начинал Николай сцепщиком вагонов, в то же время каждую свободную минуту присматриваясь к работе составителей, усваивал их науку. И желание осуществилось: вскоре уже сам молодой рабочий формировал поезда, которые уходили со станции в разных направлениях.
Я лично была знакома с родоначальником династии Синченко Николаем Ивановичем. В нашей «Тайгинке» регулярно появлялись заметки и фото Николая Ивановича, который как передовик производства добивался многого. А именно за смену формировал на 2-3 поезда больше, чем было предусмотрено планом, выступал инициатором починов досрочного выполнения заданий пятилеток. По итогам 8 пятилетки он был награжден знаком «Почетному железнодорожнику». Также успешно бригада составителей, возглавляемая Н.И. Синченко, трудилась и в годы 9 и 10 пятилеток. Медалью «За трудовую доблесть» - так высоко был оценен труд Н.И. Синченко в этот период. Тогда, в 1980 году, написала я зарисовку о Н.И. Синченко «На переднем крае».
Кстати, жена Николая Ивановича Валентина Васильевна тоже работала на железной дороге – в вагонном депо, была осмотрщиком вагонов в пассажирском парке.
Эта дружная рабочая семья выстроила новый просторный дом, в котором уютно было и родителям, и детям: сыну Анатолию и дочери Галине.
Продолжил династию Синченко Анатолий. Он, отслужив в ракетных войсках в Забайкалье, вернулся домой и устроился в 1971 году в колесный цех локомотивного депо слесарем, быстро повысил разряд с 1 до 5, заочно окончил Тайгинский техникум железнодорожного транспорта по специальности «Электротяговой хозяйство». Работа и заочная учеба не мешали Анатолию увлеченно заниматься спортом, он был хорошим футболистом, играл в команде «Локомотив». Этот факт и стал решающим в том, что жизнь его в 1982 году круто изменилась: Анатолия избрали председателем ДСО «Локомотив». По этому поводу начальник отдела кадров депо В.И. Анищенко сказал: «Мы готовили его в мастера цеха, а он ушел в мастера спорта».
- Так я стал первым помощником начальника отделения дороги по спорту. Три срока избирали меня на должность председателя ДСО «Локомотив», - рассказывал Анатолий Николаевич. – За это время за спортивные достижения отделение дороги трижды завоевывало переходящее Красное знамя, воспитали трех мастеров спорта по лыжным гонкам.
То есть и на этом посту выкладывался Анатолий Николаевич по полной. А в 1991 году вернулся в родное депо, в цех по ремонту электровозов, где снова начал со слесаря, затем работал бригадиром, мастером. А последние 6 лет – механиком автогаража. Такова была в тот момент производственная необходимость.
Под стать себе выбрал Анатолий и жену Елизавету Раиткину. Она тоже была из семьи железнодорожников. Ее отец Петр Алексеевич, фронтовик, трудился на станции приемщиком поездов. Туда же устроилась приемосдатчиком после окончания школы и Елизавета. Заочно продолжила профессиональное образование в Томском железнодорожном техникуме. Это позволило ей стать дежурным по станции, а затем маневровым диспетчером. Стоит ли говорить, какая ответственность лежала на молодой женщине, ведь по сути она руководила всей работой станции. Но опыт, знания помогали успешно справляться с нелегкими обязанностями, принимать единственно верное решение.
Анатолий и Елизавета успевали и детям внимание уделять, растили их трудолюбивыми, ответственными. Жанна, как и мама, окончила Томский железнодорожный техникум, стала кадровиком. В Томском политехническом институте получала диплом специалиста по управлению персоналом. Работала в отделе кадров локомотивного ремонтного депо. Ее муж Александр Витальевич Баяджиев после окончания ТУСУРа устроился в дистанцию сигнализации и связи и здесь вырос от электромеханика до главного инженера, зарекомендовав себя грамотным специалистом и прекрасным организатором.
- Теперь мы живем и работаем в Барнауле, - рассказывает Жанна Анатольевна. – Мужа перевели начальником Барнаульской дистанции сигнализации и автоблокировки, а я тружусь в отделе кадров дистанции электроснабжения. Один из наших сыновей Кирилл продолжил династию железнодорожников Синченко. Он закончил СГУМС в г. Новосибирске в прошлом году. Сейчас работает на станции Тайга. Младший Илья избрал профессию медика.
Из разговора с Кириллом я поняла, насколько серьезно относится он к своей профессии (закончил факультет «Управление процессом перевозок»). Почти год отработал, как его прадед, составителем поездов, уже месяц – дежурным по станции, как его бабушка.
- Работа очень ответственная, требующая предельной собранности, внимания и знаний, конечно. Ведь дежурный по станции готовит маршруты приема и отправления поездов, организует маневровую работу на станции, - говорит Кирилл. – Даже на минуту отвлечься нельзя.
И несмотря на это, Кирилл ставит перед собой цель стать настоящим профессионалом в своем деле. Равняться ему есть на кого.
В семье Баяджиевых царят любовь, взаимоуважение и понимание. Они часто навещают родителей Жанны, а Кирилл, живя в Тайге, хороший помощник бабушке и дедушке. Елизавета Петровна любит побаловать его вкусненьким, а Анатолий Николаевич не прочь с ним порыбачить или поохотиться.
Одно только отзывается болью в сердцах Елизаветы Петровны и Анатолия Николаевича: нет с ними сына Николая. Он тоже стал бы продолжателем династии. Закончив Тайгинский железнодорожный техникум по специальности «Электроснабжение», был призван в армию, направлен в десантные войска. Прошел две чеченские войны, награжден медалью Александра Суворова. Жизнь его оборвала тяжелая болезнь… Утешением супругам служат семья дочери, внуки.
Анатолий Николаевич награжден за свой 40-летний труд на железнодорожном транспорте знаками победителя соцсоревнования, почетными грамотами, премиями, медалями «За веру и добро», «70 лет Кемеровской области». Он почетный член общества охотников. Не обделена наградами и Елизавета Петровна. Она – ветеран труда, у нее много почетных грамот, благодарностей, знаков передовика производства. Супруги отдали железной дороге 70 лет.
А в общей сложности династия насчитывает более 250 лет. Ведь на железной дороге работали сестры Николая Ивановича, их мужья, дети.
Анатолий Николаевич, который сегодня глава династии железнодорожников Синченко, продолжает работать – с 2012 года он возглавлял совет ветеранов локомотивного ремонтного депо, а с 2016 года – заместитель председателя совета ветеранов эксплуатационного депо. Добрый, чуткий человек, он внимателен к ветеранам, к их нуждам. И они уважают, откликаются на предложения участвовать в субботниках, мероприятиях. А еще, заядлый рыбак, выступает он организатором выезда ветеранов на совместную рыбалку, устраивая среди рыбаков конкурсы.
Накануне Дня железнодорожника желаю продолжателям Николая Ивановича Синченко здоровья, благополучия, успехов в профессии.
В. СТИФУТИНА.
Администрация Тайгинского городского округа, Официальный сайт 652401, Россия, Кемеровская область, г. Тайга, ул. 40 лет Октября, 23 тел.: 8 (384-48) 2-22-00 факс: 8 (384-48) 2-44-58 Эл. почта: adm-tayga@ako.ru |
При использовании, цитировании и перепечатке материалов из разделов сайта ссылка на источник информации с указанием официального домена (зеркало: http://adm-tayga.ru) является обязательной. Разработка сайта Цербулов С.А. |